Во-первых, мы можем проанализировать траектории экономического роста в демократиях и в авторитарных странах. Естественным выбором периода наблюдений здесь станут послевоенные годы, так как мы владеем значительно большим количеством экономических данных для этого периода. В статьях: на основании межстранового регрессионного анализа показано, что темп экономического роста в демократиях не опережает темпа роста в недемократических странах.
Однако, экономисты не достигли консенсуса по этому вопросу. Например, в работе представлены свидетельства, говорящие о положительном влиянии на экономический рост демократизации и об отрицательном влиянии перехода к недемократическому режиму. Несмотря на это, из большинства эмпирических фактов следует, что демократии не растут быстрее авторитарных режимов (по меньшей мере после учета вклада других влияющих на экономический рост факторов). Этот результат удивляет и, может быть, даже приводит в замешательство. На первый взгляд мы должны ожидать значительно более низкие темпы экономического роста среди недемократических государств, так как они включают в себя очень неуспешные страны, такие как Ирак при Саддаме Хусейне, Заир при Мобуту и Гаити при Дювалье.
Однако, с другой стороны, мы можем выделить большее количество неуспешных демократий: Индию до начала 1990-х гг. и ряд других получивших независимость колоний, которые встали на путь построения электоральной демократии (хотя при этом часто превращались в военные хунты или диктатуры с личной властью сильного лидера). Более того, мы можем увидеть много успешных недемократических режимов, такие как Сингапур при Ли Куан Ю, Южная Корея при генерале Паке Чон Хи или современный Китай. Поэтому для того, чтобы понять, как различные политические институты влияют на процесс принятия экономических решений и экономический рост, нам необходимо пойти далее простых различий между демократическими и недемократическими режимами.