Умение договариваться пригодится абсолютно везде, будь то повседневная жизнь или работа. На первый взгляд может показаться, что в этом умении нет ничего сложно, однако это не так. Особенно, когда человек, с которым нужно договориться, преследует собственные интересы и Ваши условия его не устраивают. Именно поэтому многие компании организуют проведение корпоративных тренингов, чтобы обучить своих сотрудников навыкам переговоров. Приведем несколько полезных рекомендаций, которые позволят договориться в различных ситуациях.
Основные правила
При переговорах нужно опираться на следующие правила:
- выводить собеседника на открытый разговор;
- установить доверительные отношения, потому что без этого нельзя добиться полного общения;
- контролировать свои эмоции;
- уметь высказывать горькую правду, когда это необходимо;
- отработать грамотную интонацию и жестикуляцию;
- соблюдать субординацию и правила этикета;
- подстраиваться под оппонента;
- грамотно преподносить свою идею, предложение (с точки зрения преимуществ для собеседника);
- вовремя распознавать эмоции оппонента, менять ход переговоров в зависимости от этого;
- искать и предлагать пути взаимодействия;
- наблюдать за реакцией собеседника, правильно ее использовать;
- выбрать наиболее подходящий стиль общения.
Чтобы было проще понять, что это все означает, приведем пример. Идут переговоры на поставку продукции Вашей компании. В этом случае стиль общения должен быть деловым, уместны шутки, если оппонент настроен на это. Они помогут расслабиться в напряженной ситуации. Если по поведению видно, что собеседника не устраивает ваше предложение, можно уйти при разговоре в другую сторону. Например, Вы предложили оформить поставку на 1 млн руб., но по мимике понятно, что это слишком крупная сумма. В этом случае можно сделать скидку, если это финансово оправдано. Второй выход — предложить сделать меньший заказ. Это лишь небольшой пример, существует много и других нюансов и важных моментов. Вникнуть в них и освоить поможет тренинг по переговорам.
Каким должен быть человек, который умеет договариваться
Основные черты, которыми должен обладать хороший переговорщик:
- доброжелательность;
- открытость;
- чувство юмора;
- терпимость;
- последовательность в своих мыслях и высказываниях;
- умение рассказать о преимуществах для собеседника;
- неэмоциональность.
Существуют различные тактики переговоров, например, защита или нападение и т.д. Какую именно выбрать, решает сам человек, опираясь на конкретную ситуацию.