Эндогенные политические изменения

Демократия возникает после того, как олигархи добровольно отказываются от власти и устанавливают демократический режим. Несмотря на то что в некоторых случаях такое развитие может быть в их интересах, в общем случае они понесут издержки, отказавшись от монопольной политической власти и экономической ренты, которую эта власть приносит. В этой связи неудивительно то, что большинство институциональных изменений на практике происходят не в результате добровольного отказа от власти, а как следствие конфликта интересов в обществе.

Например, рассмотрим демократизацию в большинстве западноевропейских государств в течение XIX и начала XX в. или демократизацию в Латинской Америке в течение XX в. Везде в этих странах переход к демократии произошел не в результате добровольного отказа от власти политической элиты, а в процессе разрешения общественного конфликта, в котором лишенные политических прав группы индивидов требовали их предоставления и в некоторых случаях смогли добиться этого. Однако как происходит этот процесс? В недемократическом режиме политическая власть, по его природе, принадлежит очень узкой общественной группе. Индивиды, не входящие в эту группу, не члены элиты, не обладают избирательным правом и не принимают участия в коллективном принятии решений. Тогда каким образом они могут воздействовать на политическое равновесие и вызывать равновесные политические изменения?

Ответ на этот вопрос связан с проведением различий между де-юре (формальной) и де-факто политической силой. Де-юре политическая сила связана с властью, которая предоставляется политическими институтами в обществе, и до сих пор в моделях мы рассматривали именно ее. Политические институты определяют множество индивидов, имеющих избирательное право, то, каким образом представители делают выбор, и общие правила коллективного принятия решений в обществе. Однако в процессе равновесных политических изменений возникает еще один, настолько же важный, тип политической силы. Политическая сила протестующих — участников марша против существующего режима — до Избирательной реформы в Великобритании в 1832 г. не была де-юре политической силой. Закон о земле не давал им права участвовать в политической жизни и влиять на выбор политики, на самом деле они были явным образом лишены избирательного права.

Однако они обладали другим типом силы, исходящей из того, что они составляли большинство населения экономики и были способны решить задачу коллективных действий и организовать протесты. Такой тип политической силы, не связанной с политическими институтами, является де-факто политической силой.

Де-факто политическая сила имеет большое значение в процессе политических изменений, в то время как де-юре политическая сила действует как причина сохранения политических институтов. Например, рассмотрим модель из предыдущего параграфа. Элита обычно заинтересована в сохранении олигархического режима. Если де-юре политическая сила является единственной силой в экономике, то политические решения в обществе принимаются только элитой и вероятность перехода от олигархии к демократии мала.

Однако если не члены элиты (граждане или работники) также обладают некоторой силой, которая по своей природе становится де-факто силой, то политические изменения становятся возможными. Возможно, в некоторый момент времени не члены элиты оказываются способными решить задачу коллективных действий и таким образом оказать достаточное для проведения некоторых изменений давление на власть. В экстремальном случае они способны заставить элиту распустить олигархию и осуществить переход к демократии или они могут сами сформировать новый олигархический режим.

Вам также понравится