Структура вознаграждений для фирм и индивидов играет ключевую роль в принятии решений об осуществлении инвестиций в новые технологии и человеческий капитал, необходимых для «взлета» экономики, индустриализации и экономического роста. Эта структура вознаграждений определяется экономической политикой и институтами. Политика и институты также напрямую влияют на то, сможет ли общество выйти на траекторию устойчивого роста по ряду связанных друг с другом причин.
Во-первых, они напрямую задают структуру вознаграждений в обществе и тем самым определяют, будут ли инвестиции в физический и человеческий капитал и технологические инновации приносить прибыль. Во-вторых, они определяют, имеются ли в обществе инфраструктура и контрактные отношения, необходимые для современных экономических связей. Например, современный экономический рост был бы невозможен при отсутствии механизма хотя бы минимального обеспечения контрактов, поддержания законности и правопорядка и по меньшей мере минимального уровня инвестиций в общественную инфраструктуру. В-третьих, они воздействуют на рыночную организацию и регулируют ее и таким образом определяют, смогут ли в экономике действовать силы созидательного разрушения, позволяющие новым более эффективным фирмам заменить менее эффективные старые фирмы. Наконец, политика и институты могут иногда (а возможно и часто) препятствовать внедрению и использованию новых технологий для того чтобы защитить наделенных политической властью присутствующих на рынке производителей и стабилизировать устоявшийся политический режим.
Поэтому для понимания процесса современного экономического роста нам необходимо изучить, что определяет выбор обществом типов институтов и политики. Таким образом, нам необходим анализ политической экономии роста, в котором особое внимание уделяется исследованию вопроса о том, какие индивиды и общественные группы выигрывают, а какие теряют от экономического роста. Если проигравшие не могут получить компенсации и обладают значительной политической силой, то мы можем ожидать появления в политэкономическом равновесии институтов и политики, которые не стимулируют экономический рост.
Простой анализ политической экономии роста позволяет сделать вывод о том, какие типы искажающей политики могут препятствовать экономическому росту, когда такая политика будет использоваться, как технологии, рыночная организация и запасы факторов производства взаимодействуют со стимулами общественных групп, находящихся у власти, и ведет ли это к ускорению или замедлению экономического роста.