Почему страны бедны

Чтобы понять, почему некоторые страны бедны, а другие страны богаты, нам необходимо выяснить, почему некоторые страны выбирают политику, стимулирующую экономический рост, а другие страны выбирают политику, которая препятствует экономическому развитию. В этой главе представлен ряд важных идей, позволяющих получить ответы на эти вопросы. Во-первых, причина институциональных различий и выбора не стимулирующих экономический рост институтов может лежать в общественном конфликте между различными индивидами и группами.

Общественный конфликт подразумевает то, что мы не можем гарантировать выбор обществом экономических институтов и политики, поддерживающих экономических рост. Такой тип институтов может быть выгоден для широкого круга индивидов, но он также создает проигравших — индивидов и групп, чья экономическая рента нивелируется или сокращается после внедрения новых технологий. Если индивиды в обществе имеют различные предпочтения об институтах и экономической политике, распределение политической силы в обществе играет важную роль в определении выбора институтов и политики (а также в реформировании препятствующих экономическому росту институтов).

Мы продемонстрировали это наблюдение с помощью модели простого общества, в которой индивиды принадлежат к различным общественным группам с различными экономическими интересами и вся политическая власть находится в руках политической элиты. Мы показали, что в такой модели с линейными предпочтениями даже в узком понятии CMP равновесное распределение ресурсов является ограниченно оптимальным по Парето. Однако, несмотря на оптимальность по Парето, такое распределение ресурсов может характеризоваться значительными искажениями (откуда следует дополнительный вывод о том, что оптимальность по Парето может оказаться неподходящей концепцией в политэкономическом анализе экономического роста).

В дополнение к предоставлению простого и удобного подхода к анализу экономической политики, модель с политической силой, находящейся в руках элиты, ведет к ряду результатов по сравнительной статике, которые позволяют пролить свет на то, какие общества выбирают политику, стимулирующую экономический рост, а какие общества, вероятно, будут выбирать политику, препятствующую экономическому развитию.

Некоторые основные результаты по сравнительной статике состоят в следующем: (1) налоги, скорее всего, будут высокими, если спрос предпринимателей на капитал не эластичен, так как в этом случае ставка налога, при которой доход элиты достигает максимума, будет высокой; (2) налоги будут высокими, если эффект манипулирования ценами факторов производства более важен по сравнению с эффектом присвоения дохода; (3) налоги будут высокими, если политическая сила элиты оспаривается другими общественными группами и снижение уровня дохода конкурирующих групп ведет к политической консолидации элиты; (4) налоги будут высокими и более искажающими, если существует значительная проблема ограбления, связанная с тем, что инвестиционные проекты являются долгосрочными или предприниматели принимают решения о внедрении технологий ex ante; (5) при отсутствии смены политической власти большая мощность государства ведет к более низким налогам; и (6) если эффект смены политической власти важен, то и большая мощь государства и большая рента от природных ресурсов могут привести к выбору более искажающей экономической политики, потому что они увеличивают политические ставки (стоимость обладания политической властью).

Вам также понравится