История возникновения и развития франшизы в рамках рыночных отношений

На сегодняшний день многим людям, даже не имеющим экономического образования, вполне понятно, что франшизы обладают достаточно высокой прибыльностью. В интернете можно найти огромное количество всевозможных статей и материалов, которые раскрывают особенности этого вида рыночных отношений. В рамках данной статьи мы более подробно постараемся рассмотреть историю возникновения франшизы в ее современном понимании.

Стоит все же напомнить, что франшиза представляет собой особую форму экономических отношений между двумя субъектами рынка. В настоящее время пользуется высокой популярностью работа по франшизе что это и как функционируют данные рыночные отношения – лучше всего узнавать в соответствующих книгах по экономике. Если же объяснять простым языком, то в рамках данного вида отношений одна сторона предоставляет второй право на использование определенной бизнес-модели за процент от прибыли.

История появления франшизы

Родоначальником современного франчайзинга считается Реймонд Крок. В середине прошлого века именно он зарегистрировал на территории Соединенных Штатов компанию McDonald’s System, Inc, которая спустя несколько лет изменила свое наименование на McDonald’s Corporation. Стоит отметить, что первые рыночные отношения по франшизе велись задолго до открытия данной компании, однако именно Реймонд Крок привел ее к современному виду.

К примеру, еще в позапрошлом веке Исаак Зингер, компания которого занималась изготовлением швейных машинок, заключал соответствующие договора с дистрибьютерами, передавая им эксклюзивные права на продажу и ремонт своей техники. Работал данный договор лишь на территории некоторых американских штатов. Благодаря использованию франшизы Зингеру удалось добиться высоких результатов в предпринимательской деятельности.

История становления современной франшизы началась в тот момент, когда Рэй Крок, работавший в то время агентом по недвижимости, посетил новый ресторан быстрого питания, открытый братьями Макдоналдами. Он был поражен тем, как братья организовали процесс заказа и приготовления блюд: все было автоматизировано настолько, насколько это позволяли возможности технологий того времени.

Чтобы приобрести лицензию у Макдоналдов, Рэй Крок взял кредит на 15 тысяч долларов, заложив собственный дом. После этого он приступил к развитию данного бизнеса. Получив право быть эксклюзивным агентом братьев, он предложил им продавать франшизу не за определенную сумму, а за процент от прибыли.

Вам также понравится